Принцессам говорить не обязательно.

4d6dcbfafe9c26af8510047c74e63eae.jpg Кто бы что ни говорил, но всё познается в сравнении. Поэтому, так или иначе, все родители сравнивают успехи и неуспехи своих детей с другими.

Сравнению придаются все аспекты: сколько ест, что ест, как спит, сколько спит, как часто какает и так до бесконечности. После получения результатов, конечно, охают. Потом, успокоившись, говорят избитую фразу: «Сравнивать нельзя детей! Каждый ребенок уникален!». А про себя думают: «мой все равно лучше всех!», что, конечно же, неоспоримо.

Одно из популярных сравнений - что и во сколько начал говорить ребенок. Мы с женой перечитали кучу литературы и постоянно спорим на эту тему. Но в итоге для себя мы уяснили следующие основные моменты.

Есть такие понятия как «пассивный» и «активный» словарный запас ребенка. Пассивный – все то, что ребенок понимает. Активный – все, что произносит.

Оба должны развиваться. Но, все же, как нам кажется, главный из них – пассивный запас слов. Само по себе произношение слов или слогов вслух еще ни о чем не говорит, это может быть повторение слова без понимания его значения - лепетание. При произношении слова должно быть понимание его сути. И если активный запас растет медленней чем пассивный, т.е. ребенок произносит меньше слов, чем понимает, он в конечном итоге просто сразу заговорит осознано, а не будет сначала лепетать.

Нашей дочке 1,5 года. Так сложилось, что мы ее очень балуем. С самого рождения счастливые родители понимали все ее «хотелки» с полу-«у-ука» или полу-взгляда. Стоит ей показать пальчиком - и ей это приносят. Стоит ей чуть замычать, захныкать - и все понятно. И дочь привыкла. Некоторые называют это «синдром принцессы».

Сейчас она говорит «мама», «папа», «баба», иногда «деда», «ба-бах» – когда что-нибудь падает. Отвечает на простые вопросы – «да» и «не». Требует: «дай!». Может сказать, как говорит собачка – «ав» и кошечка – «мя». Произносит практически все слога с «а», но не может или не хочет даже пытаться говорить «у» и «о», что меня удивляет. И еще периодически мы слышим от нее несколько простых слов и глаголов. В общем порядка 20 слов.

Ее пассивный словарный запас гораздо больше и заметно растет каждый день. Она знает все части тела, все фрукты и овощи (которые бывают на нашем столе). Знает все предметы в комнате, на улице и в машине. Знает, что Алиса – это она, гордо показывая на себя пальчиком. Она понимает и исполняет все глаголы. Недавно выучила слова «там» и «тут», кстати «там» еще и сама говорит.

Родители же понимают все её жесты, и она об этом знает, вопрос: зачем напрягаться, что-либо произносить? Ведь все можно показать! Чем она и пользуется без зазрения совести и не очень-то и стремится заговорить в целом.

Это стало понятно еще в годик. Но я осознал этот нюанс, когда дочь в 1,5 года мне очень доходчиво объяснила, что ей надо включить в комнате свет, без единого слова. Придя в зал, где темно, она нашла меня на кухне, взяла за палец, показала на лампу, горящую на кухне, отвела в зал и показала на лампу, которая не горела. А потом, чтобы наверняка, показала пальчиком на выключатель. И заглянула в глаза: «Все понятно?». Куда уж понятней! Я был одновременно поражен и озадачен. То, что дочь не особо нуждается в «говорении» - стало очевидно.

С этого момента мы с мамой договорились включать «дурачка». Теперь, когда Алиса, что-то в очередной раз объясняет пальчиком, мы как попугаи повторяем: «Не понятно, ты скажи…».

Я не берусь, да и не хочу давать какие-либо советы, т.к. все индивидуальны, и я не специалист. Все основные вехи развития, что и когда ребенок «должен» известны, и в интернете раскрыты хорошо. Хочу лишь сказать, если ребенок в целом развивается, где-то быстрей, где-то медленней, то не стоит понапрасну волноваться. И не надо смотреть, что кто-то из сверстников говорит, а вы еще нет. И тем более не слушайте тех, кто утверждает, что ваш ребенок «должен»! Будьте внимательны к своему ребенку, и вы обязательно сами поймете, когда и где ему надо помогать.